Важным результатом
исследований, связанных с
повышением качества
функционирования
измерительных систем, является
создание специальных
интеллектуальных датчиков [1] , [8] .
Традиционные направления
совершенствования таких датчиков
реализуются как путем улучшения
конструкции и элементов аппаратной
части, так и за счет разработки
методов формального описания и
анализа измерительных процедур.
Развитию аналитического подхода
при синтезе интеллектуальных
датчиков способствует создание
алгоритмов оптимальной
обработки данных на основе все
более сложных статистических
моделей входных воздействий на
датчик. В качестве конкурирующей
стратегии рассматривается способ
реализации интеллектуального
датчика на основе искусственных
нейронных сетей (ИНС).
Архитектура отказоустойчивой
измерительной системы
экспериментального комплекса с <интеллектуальным>
датчиком представлена на рис.3.4.
Система содержит два логических
блока, Первый блок устанавливает
неисправность и настраивает
моделируемую систему обеспечения
функционирования нужного датчика. В
частности, для интеллектуального
датчика на основе ИНС
осуществляется настройка весовых
коэффициентов нейронных связей.
Второй логический блок
обеспечивает достоверность
информации интеллектуальных
датчиков ИД1,:,ИДN. Интеллектуальный
контроллер ИК устанавливает факт
возникновения отказа датчиков Х1,:,ХN.
Рис.3.4 Схема отказоустойчивой
измерительной системы.
Алгоритмы
функционирования интеллектуальных
датчиков разрабатываются с учетом
реальных данных, характеризующих
поведение исследуемого
динамического объекта в заданных
условиях эксплуатации, В частности,
для получения информации о
колебательном движении плавучего
динамического объекта разработана
интеллектуальная система (ИС)
обеспечения режимов работы
датчиков бортовой, килевой и
вертикальной качки на реальном
морском волнении различной
интенсивности. Система способна
настраиваться на условия
развивающегося шторма, тяжелого
обледенения, затопления отсеков и
других экстремальных ситуаций в
практике эксплуатации судов и
плавучих технических средств
освоения океана [1].
При разработке
алгоритмов предусматривается
определенная последовательность
операций:
·
составляется
спецификация режимов работы
измерительной системы комплекса
в различных условиях, в том
числе и в экстремальных ситуациях;
·
производится
обучение интеллектуального датчика
в зависимости от принципа его
организации (на основе
математического моделирования или
теории ИНС);
·
формируется
логика функционирования
диагностической системы при отказе
конкретного датчика и замене его
выходного сигнала соответствующим
выходом ИНС.
При применении
самоорганизующейся ИНС каждому
входному параметру xi (i=1,...,n)
сопоставляется измерение
многомерного пространства.
Размерность этого пространства
равна числу параметров n, возможные
значения которых задаются
специальной шкалой. Задача состоит
в определении свойств точек xj=(xj1,:,xjn) n-мерного пространства.
Величина характеризует значение
входного параметра i точки j в
примерах, используемых при обучении
ИНС. Точки многомерного
пространства образуют класс
связанных областей точек,
обладающих определенными
свойствами. При обучении ИНС этот
класс запоминается и используется
при функционировании ИС для решения
задачи контроля и управления.
Таким образом, создается
искусственная интеллектуальная
среда, включающая в себя множество
функциональных подсистем в виде
совокупности интеллектуальных
датчиков. Обучение ИНС
осуществляется в составе ИС (рис.3.5).
Входными значениями ИНС Х являются
характеристики сигналов с датчиков.
Выходы обученной ИНС Y
совпадают со значениями сигналов с
датчиков. Если разность сигналов Е
превышает допустимый уровень, блок
диагностики выдает сигнал об отказе
датчика, После этого в качестве
выходного сигнала датчиков
принимается его значение на выходе
нейронной сети.
Рис.3.5.
ИС управления динамическим
объектом с интеллектуальным
датчиком
Система
принятия решений по использованию
интеллектуального датчика
реализуется на основе нечеткого
логического базиса. Нечеткий вывод
осуществляется с помощью
специальных таблиц принятия
решений [8]. Разработка таких таблиц
ведется для нормальных условий
эксплуатации и при отказе датчиков (нештатные
режимы).
Сравнительный анализ моделей
сигналов, реализуемых
интеллектуальным датчиком на
основе ИНС, и фактическими
результатами и используемыми в
процессе экспериментальных
исследований ИС, проводится на
основе статистического критерия:
(3.17)
Этот критерий выражает в
стандартизированном масштабе
степень устойчивости исследуемых
динамических процессов: отношение
среднеквадратического
отклонения к
среднему уровню
.
Эксперименты, проведенные с
использованием реальных данных о
функционировании ИС обеспечения
безопасности мореплавания с
помощью датчиков колебательного
движения плавучего динамического
объекта при бортовой и килевой
качке, свидетельствуют о
практической реализуемости
разработанного подхода. Замена
датчика бортовой качки
интеллектуальным датчиком,
генерирующим случайный существенно
нелинейный процесс, позволила на
основе специально разработанного
алгоритма:
·
восстанавливать
статистически характеристики
морского волнения и параметров
качки;
·
обеспечивать
работу механизма логического
вывода при идентификации ситуаций,
связанных с возникновением
резонансных режимов качки при
движении плавучего ДО с различными
курсовыми углами на волнении в
условиях развивающегося шторма.
Преимущества нейросетевых
моделей в подобных задачах состоит
также в том, что их модификация и
настройка ведется
по мере получения новых данных
наблюдений. Важная особенность
применения моделей ИНС в ИС
заключается в обеспечении работы
системы на основе временных
последовательностей с малым
интервалом наблюдений. Для надежного функционирования
интеллектуальных датчиков важное
значение имеет информация,
накапливаемая в процессе
эксплуатации бортовой ИС. На базе
этой информации производится
окончательная корректировка
алгоритмов, заложенных в
формализованную систему знаний при
построении интеллектуальных
датчиков. При этом
для повышения надежности работы ИС
в экстремальных условиях
целесообразно использовать данные
динамических измерений, близкие к
предельным значениям
характеристики в непрерывно
изменяющихся внешних условиях.
Практическая реализация
разработанного подхода связана с
проблемой старения информации, что
требует непрерывного поддержания
работоспособности ИС на базе
фактической информации о поведении
плавучего динамического
объекта в различных условиях
эксплуатации.
|