Содержание

 

Скандальные проекты МДКШ
(Международной детской компьютерной школы)

Данная статья была опубликована в газете “Hard Copy”, во время летней смены 1989 года. Однако, поскольку проблемы, затронутые в ней, относятся не к конкретной программе обучения детей компьютерным технологиям, а скорее к общему взгляду на использование компьютера ребенком, то, несмотря на кардинальные изменения, произошедшие с тех пор в области компьютеризации и информатики, данное изложение не потеряло актуальности и сейчас. В тех местах, где упоминаются конкретные проекты компьютерной школы, я буду давать пояснения (таким вот образом [более поздние пояснения автора]), аналогично - кое-где я вставляю некоторые дополнения, относительно примеров сегодняшнего дня.

Козодой Ольга

Среди всего разнообразия проектов компьютерного лагеря встречаются такие, назовем их "скандальными проектами", которые настораживают, расстраивают, а то и возмущают преподавателей. На них лежит некий флер полузапретности, не потому ли они так привлекают детей, студентов, а также и некоторую часть взрослых участников смены? Хочется, чтобы проводя очередную смену МДКШ, преподаватели помнили о таких проектах, и, сталкиваясь с ними, не разводили руками в растерянности, а были готовы держать ситуацию под контролем и разумно влиять на нее. В этой статье я попытаюсь представить основные группы "скандальных проектов" с тем, чтобы преподаватели МДКШ-90 могли осмыслить их еще до смены и заранее выработать свое к ним отношение.

1. Беспокойные проекты.

К этой группе относятся проекты, связанные, как правило, с нарушеним режимных моментов МДКШ, в момент их реализации доставляющие массу хлопот и беспокойства участникам МДКШ. К счастью, такие проекты носят обычно кратковременный характер и реализуются не слишком большими группировками участников. К таким проектам мы можем отнести:

  • научную конференцию кафедры Пролого-88 "Промежуточное подведение итогов" с привлечением чертовщины и колдовства [планировалось посвящение в члены кафедры в походе, в лесу, однако из-за плохой погоды и отсутствия резиновой обуви у участников смены вылилось в имитацию научной конференции в стенах кафедры, во время которой то в дверь, то в окно ломились страшные и ужасные, но компьютерно-образованные персонажи];
  • прогулку кафедры Игр-88 на яхте [одного из преподавателей] Саши Бурцева со штормом и морской болезнью, прибиванием яхты к берегу в районе городского пляжа на который-то день от начала вояжа и счастливым спасением участников проекта (среди которых имелись восхищенные, но изможденные иностранцы), сопровождаемым пирожками с капустой и т.д.
  • поход кафедры Роботландии-88 на кладбище, с целью поимки живущих там привидений;
  • выведение (Пролого-88) на прогулку в лес за грибами девочки Майи Хазан, которая неожиданно признала в торчащих тут и там мухоморах свой любимый "ореховый гриб, я думала он только у нас в Риге растет, это гриб самый хороший, его сырым так и едят" и к ужасу сопровождающих ее преподавателей, не успевших еще осмыслить происходящее, слопала прямо тут под кустом изрядное их количество;
  • укрощение детей кафедры Экс-экс-89, путем транспортировки их ночью на болота с демонстрацией им собаки Баскервилей [студенты-ассистенты, выступающие в роли собак, так увлеклись, что еще в течение недели были в уже одичавшем состоянии вылавливаемы в лесу и возвращаемы к радужной действительности];
  • прогулку (год 89) [одного из преподавателей] Жени Патаракина с девочкой Юлей на байдарке по бурно штормящему Плещееву озеру (наверное, он до сих пор вспоминает об этом с приятной дрожью в коленках, да и девочка получила здоровый заряд бодрости и оптимизма);
  • купание [романтическая прогулка кафедры на озеро] красного коня в новолуние (Экология-89);
  • бабушкин яблочный пирог (неформальное объединение Радиорубка-89 с приезжими детьми из-за рубежа), а также масса загадочных проектов, проводимых этой группой в рамках работы КИД (Клуба Интернациональной Дружбы); объединение не предоставило отчетов, которые несомненно обогатили бы архивы МДКШ;

Эти и другие, не вошедшие в обзор, проекты данной группы требуют от преподавателей сверхусилий и напряжения в областях в лучшем случае околонаучных, в худшем - далеко не научных, что для них, как правило, не свойственно и утомительно. Однако, польза таких проектов очевидна. Они превращают преподавателей и детей в единомышленников перед лицом мнимой или реальной опасности, дают детям некое осознание своей исключительности и значимости, вызванное участием в том или ином проекте (хорошо было бы, чтобы каждый ребенок получил это в процессе смены), и, наконец, придают исключительный колорит МДКШ!

Однако, в группе этих проектов следует особо выделить виды деятельности, обладающие большой разрушительной силой.

Это:

  • агрессия и международные войны в корпусах с применением подушек, водяного оружия и т д. (довольно традиционно для МДКШ, хотя международный характер приобретается только в последние годы);
  • котенок Паскаль (МДКШ-87) [разрисовка ушей котенка компьютерными терминами при помощи шариковой ручки - фломастеров тогда еще не придумали];
  • вакханалия с зубной пастой (традиционно для последней ночи МДКШ, причем бывают охвачены даже такие очаровательные дети, как прелестная дочь координатора-89 и рассудительный мальчик Леня Комаров), досадно, что при этом страдают как участники, так и инвентарь и оборудование МДКШ - начиная с глаз, волос, одежды и подушек, а кончая пианино-89;
  • крушение мебели и оборудования (как правило, наблюдается в корпусах ближе к концу смены).

Разрушительные инстинкты детей остаются извечной научной загадкой. К сожалению, преподавательский коллектив МДКШ до сих пор не нашел адекватное выражение для таковых детских эмоций и энергий. Хотя попытки решения этой проблемы были: это и традиционный метод отчисления из школы, и метод "кнута/пряника" - рэйтинг-89, и предложения типа "в предпоследний день устроить жесткий подъем в 6 часов утра и гонять милых детишек кругами по стадиону, чтобы к 11 вечера у них ноги не двигались, а глаза закрывались", или "увести их всех из лагеря в поход на два последних дня (или хотя бы на костер в последнюю ночь), пусть там лучше сосны ломают". С надеждой смотрю в будущее - что принесет нам МДКШ-90?!! [А ничего нового!.. Кажется, что неплохим выходом была бы организация (особенно в последнюю ночь) каких-либо проектов типа первой группы. Однако, нельзя забывать, что у детей во время смены складываются не простые взаимоотношения с самыми разными участниками смены - эти-то отношения в основном и разрешаются в последнюю ночь, так что, если предложенный Вами детям проект не включит в себя участниками те или иные группы, общение с которыми в эту ночь Вашим детям особенно желательно, может случиться, что реализовать свой проект Вам придется в гордом одиночестве...]

2. Sex for you

К этой группе отнести проекты так или иначе связанные с темой секса. Сразу вспомним анекдот о том, как перед поездкой в США группа детей, состоящая, в основном, из старшеклассниц, настороженно внимала инструкциям по поведению за рубежом и рассказам об "их" сексуальной революции. Придя домой, одна из маленьких девочек, тоже входящих в группу, сказала: "Мама, вот ты все говоришь, капиталисты, а у них уже какая-то революция была!" Вообще, тема секса в нашей стране (а процессы в МДКШ отражают явления, происходящие в государстве; кроме того следует учесть интерес к теме в подростково-молодежной среде, сосредоточением которой является МДКШ) из-за многолетних запретов сейчас находится в пикантном состоянии - всех привлекает, а с какой стороны подойти, никто не знает. [Однако же, как правило взрослые (воспитатели, преподаватели) относятся к тому, "как относятся дети к теме секса" более страстно и более долговременно, чем сами дети к ней относятся. Прежде, чем живоописать девочке, застигнутой Вами поутру выбирающейся из "мужской" комнаты, все возможные неприятности "секса без предохранения", подумайте о том, что, возможно, секс девочку не очень интересует, а всю ночь напролет дети играли в карты...].

К этой группе проектов можно отнести следующие:

  • поначалу строго запрещаемые в присутствии детей (что увеличивает их значимость в детских глазах), а под конец смены все же просачивающиеся бог весть откуда в игровые компьютерные залы продукты типа "Стрип-покер", а на кафедры многочисленные LARRY-1;
  • полулегально распространяемые среди участников МДКШ пособия и руководства по сексу, в виде текстов на дискетах и, как следствие, распечаток;
  • появление в МДКШ различных "демонстрационных программ"; демонстрируя высокое разрешение, цветовые гаммы, и прочие достоинства различных графических пакетов и адаптеров, они, как правило, предлагают зрителям диапазон от элегантной эротики до жесткого порно;
  • ночной прокат видеофильмов "для взрослых", во время которых производятся бесконечные сортировки младшего преподавательского состава и дворников лагеря то по принципу "до 18/и старше", то "с бородой/без бороды", то "студент/не студент" и т.д., а дети, строго недопущенные в видеозал мрачно бродят вокруг, подогревая в своем воображении такие сцены, какие и не снились создателям фильма;
  • апофеозом стал проект [кафедры] SHC-89 "Sex for you", получивший кокетливую рекламу в газете [лагерной] "КухмарьНьюска" и целый месяц порождавший массы слухов и домыслов по всей МДКШ, а затем так и не нашедший своего выражения на научной конференции школы. [Более бездарной литературы (а ведь проект шел с подачи кого-то из взрослых - ну уж обеспечь малолеток чем-нибудь приличным-то для этого, хот, конечно, в те годы достойных книжек на сексуальную тематику по России еще не ходило...), на которой основывалась изготавливаемая в рамках данного проекта (обобщая итоги МДКШ-89 я-таки ознакомилась с проектом), мне не попадалось]

Уважаемый преподаватель! Если ты столкнулся с подобным проектом, держи себя в руках. Воздержись от кокетливо-смущенного хихиканья, от ханжеского неприятия, и, тем более, от возмущенного запрета и угроз - все эти приемы не педагогичны. Что является педагогичным в такой ситуации - кто его знает...

3. Компьютер выражается

Лично мне совершенно непонятно, думаю, что современная научная мысль тоже не объясняет этого феномена, почему такой восторг вызывает у детей, да и у части прочего [в том числе довольно зрелого преподавательского] состава МДКШ каким-либо образом исторгнутое компьютером ругательство [на экране, распечатка, звуковой выход] - от жаргонизмов и вульгаризмов до мата.

Отнесем к этой группе проектов:

  • базу данных об администрации лагеря, составленную на микропрологе (Пролого88);
  • различные примеры использования программы "Say" ["говорилка" старинная, может, кто помнит] (МДКШ-89);
  • многие из "Сказок дядюшки Зуба" (ZubWorid-89) [кажется, не совсем помню уже, различным образом генерящиеся на задаваемую тематику тексты];
  • некоторые из распечатываемых "это себе, на память, я в школу возьму" листовок и плакатов (часто под системой NEWS);
  • примыкающий к этому разделу, ставший бестселлером МДКШ-89 роман о Штирлице.

Что это? Мнения бывают разные. Дурной вкус? Отсутствие в лагере библиотеки хорошей литературы? Дефицит фантазии - проще придумать пошлость, чем что-нибудь действительно смешное? [Замешательство от совмещения "компьютер - умное устройство" и какая-нибудь матюгальная фразочка (а такими красивыми буквами он ее пишет)?] Во всяком случае будьте к этому готовы!

4. Каратэ решает все

Это группа проектов с элементами агрессии, опасными для окружающих. Возможно, именно сюда следовало отнести вторую подгруппу "беспокойных проектов". Хотя, я не поддерживаю довольно, впрочем, распространенную точку зрения, что они как раз и являются следствием проектов этой группы, таких как:

  • царящие в игровых компьютерных залах продукты типа "АРОИД";
  • демонстрация видеофильмов с элементами каратэ и кунг-фу;
  • сюда же попала и предложенная ЭксЭкс-90 информационная система "Школьное оружие" [рогатки, майские жуки на ниточке, водяные пистолеты из стержней для авторучек, а также до кучи и мини-ядерные бомбочки - классификация, устройство, применение] .

Можно спорить о допустимости и целесообразности подобных проектов в МДКШ. Но уже сейчас появляется множество исследований психологов, утверждающих, что подобные проекты дают выход агрессивным эмоциям и энергии детей, в противном случае направленным на мебель, друг друга, и т. д. (см. подгруппу 1 раздел 2).

5. Компьютер и политика

Проекты этой группы как правило приветствуются в МДКШ, т.к. выражают интерес участников к культуре, к истории, стремление разобраться в политической ситуации. Начало этой группы проектов ведется от ставшей уже классической базы данных "Цари" (МДКШ-87) [генеалогическое дерево русской династии царей - заметьте, что в 87 году речь, например, о захоронении членов царской семьи еще не шла, т.о. проект этот для своего времени достаточно революционен]. Очевидно, навеянная ею же идея базы данных "Члены политбюро" (МДКШ-89) так и не удостоилась реализации в программном продукте.

Неприятность, могущая ожидать руководителя проекта в этой области, состоит в следующем: Вы можете заметить, что, не наполняясь никаким разумным содержанием, проект имеет тенденцию по форме примкнуть к разделу 3. Караул!!!

6. Ба, знакомые все лица!

Проекты этой группы можно назвать проектами "быстрого реагирования". Они отражают эпизоды МДКШ-ной жизни, настроения детей, а также - отношение детей к известным деятелям МДКШ. Как правило, такие проекты имеют вид карикатур или дружеских шаржей, обыгрывают фамилии, имена или увлечения участников МДКШ. Наиболее яркими проявлениями в этой области являются:

  • неисчислимые портреты первой фиуры МДКШ В.П.Руденко [относится к основателям школы]; вряд ли существует графический редактор, доступный МДКШ, который не был кем-либо когда-либо опробован на таком портрете;
  • серия рисунков "Чертова дюжина" (Пролого-88), выражающая жизненный путь коордииатора-88 С.В.Дужина через призму русских народных пословиц и поговорок; [В конце смены сборник был вручен руководителем проекта (мной) главному герою. Скандала не было, однако до сих пор я имею убеждение, что данный проект раздражает его и по сей день...]
  • интеллектуальные изыскания SHC-89 в области синтеза и последующей селекции фамилий видных участников МДКШ с прочими словами и выражениями;
  • апофеозом грозит стать "Портретная галерея" (предложение Евгения Тонков на МДКШ-90) - проект, предполагающий отдать на растерзание детишкам снятые сканером фотографические изображения преподавательского состава МДКШ (проект у многих вызывает восхищение, пока существует в приложении к другим участникам, и неподдельный ужас в представлении себя лично экспонатом галереи...) [не случился, может, это и к лучшему].

Предупреждение объектам проектов: уклонение, а тем более репрессии в отношении реализаторов таковых проектов равносильно политической гибели деятеля МДКШ.

Предупреждения авторам проекта: опасайтесь скатиться к разделу 3. Только здоровый юмор в сочетании со смысловой наполненностью, а главное, художественный вкус и чувство меры сделает Ваши проекты жизне- и конкурентноспособными в МДКШ.

7. Интеллектуальные диверсии

Особую группу проектов составляют те, что реализуются хакерами, направлены на программную среду МДКШ и представляют для нее определенную опасность.

Это:

  • взлом компьютерной сети (Пролого88);
  • создание собственного псевдовируса (Флоп-89);
  • эмитация форматирования винчестера в машинном зале (кажется, тоже Флоп-89);
  • прочее.

Отношение к этим проектам двойственно. С одной стороны вызывает восхищение проделанная исполнителями при реализации программистская работа. С другой - опасение вызывает возможность нанесения ущерба программным средствам МДКШ и легкого шока детям, неожиданно сталкивающимся с продуктами деятельности реализаторов подобных проектов. В этом смысле остается надеяться на трогательную любовь хакеров к компьютеру (а также ко всему, что с ним связано) и на здравый смысл, который так присущ деткам.


Вот и все, что на данный момент приходит в голову из скандальных проектов МДКШ. Но время идет, на подходе МДКШ-90, и все мы, наверное, с нетерпением ждем, чем она станет для нас... [В настоящее время Детский компьютерный лагерь тоже действует, хотя проводят его уже совсем другие люди. Он стал более организованным, упорядоченным, менее сумасшедшим и менее необычным. Всему свое время!..]