Данная
статья была
опубликована в газете
“Hard Copy”, во время
летней смены 1989 года.
Однако, поскольку
проблемы, затронутые в
ней, относятся не к
конкретной программе
обучения детей
компьютерным
технологиям, а скорее
к общему взгляду на
использование
компьютера ребенком,
то, несмотря на
кардинальные
изменения,
произошедшие с тех пор
в области
компьютеризации и
информатики, данное
изложение не потеряло
актуальности и сейчас.
В тех местах, где
упоминаются
конкретные проекты
компьютерной школы, я
буду давать пояснения
(таким вот образом [более
поздние пояснения
автора]), аналогично
- кое-где я вставляю
некоторые дополнения,
относительно примеров
сегодняшнего дня.
Козодой Ольга
Среди всего
разнообразия проектов
компьютерного лагеря
встречаются такие, назовем
их "скандальными
проектами", которые
настораживают,
расстраивают, а то и
возмущают преподавателей.
На них лежит некий флер
полузапретности, не потому
ли они так привлекают
детей, студентов, а также и
некоторую часть взрослых
участников смены? Хочется,
чтобы проводя очередную
смену МДКШ, преподаватели
помнили о таких проектах,
и, сталкиваясь с ними, не
разводили руками в
растерянности, а были
готовы держать ситуацию
под контролем и разумно
влиять на нее. В этой
статье я попытаюсь
представить основные
группы "скандальных
проектов" с тем, чтобы
преподаватели МДКШ-90 могли
осмыслить их еще до смены и
заранее выработать свое к
ним отношение.
1.
Беспокойные проекты.
К этой группе
относятся проекты,
связанные, как правило, с
нарушеним режимных
моментов МДКШ, в момент их
реализации доставляющие
массу хлопот и
беспокойства участникам
МДКШ. К счастью, такие
проекты носят обычно
кратковременный характер
и реализуются не слишком
большими группировками
участников. К таким
проектам мы можем отнести:
- научную
конференцию кафедры
Пролого-88
"Промежуточное
подведение итогов"
с привлечением
чертовщины и
колдовства [планировалось
посвящение в члены
кафедры в походе, в
лесу, однако из-за
плохой погоды и
отсутствия резиновой
обуви у участников
смены вылилось в
имитацию научной
конференции в стенах
кафедры, во время
которой то в дверь, то
в окно ломились
страшные и ужасные, но
компьютерно-образованные
персонажи];
- прогулку
кафедры Игр-88 на яхте [одного
из преподавателей]
Саши Бурцева со
штормом и морской
болезнью, прибиванием
яхты к берегу в районе
городского пляжа на
который-то день от
начала вояжа и
счастливым спасением
участников проекта
(среди которых имелись
восхищенные, но
изможденные
иностранцы),
сопровождаемым
пирожками с капустой и
т.д.
- поход кафедры
Роботландии-88 на
кладбище, с целью
поимки живущих там
привидений;
- выведение
(Пролого-88) на прогулку
в лес за грибами
девочки Майи Хазан,
которая неожиданно
признала в торчащих
тут и там мухоморах
свой любимый
"ореховый гриб, я
думала он только у нас
в Риге растет, это гриб
самый хороший, его
сырым так и едят" и к
ужасу сопровождающих
ее преподавателей, не
успевших еще
осмыслить
происходящее, слопала
прямо тут под кустом
изрядное их
количество;
- укрощение
детей кафедры
Экс-экс-89, путем
транспортировки их
ночью на болота с
демонстрацией им
собаки Баскервилей [студенты-ассистенты,
выступающие в роли
собак, так увлеклись,
что еще в течение
недели были в уже
одичавшем состоянии
вылавливаемы в лесу и
возвращаемы к
радужной
действительности];
- прогулку (год
89) [одного из
преподавателей]
Жени Патаракина с
девочкой Юлей на
байдарке по бурно
штормящему Плещееву
озеру (наверное, он до
сих пор вспоминает об
этом с приятной дрожью
в коленках, да и
девочка получила
здоровый заряд
бодрости и оптимизма);
- купание [романтическая
прогулка кафедры на
озеро] красного
коня в новолуние
(Экология-89);
- бабушкин
яблочный пирог
(неформальное
объединение
Радиорубка-89 с
приезжими детьми из-за
рубежа), а также масса
загадочных проектов,
проводимых этой
группой в рамках
работы КИД (Клуба
Интернациональной
Дружбы); объединение
не предоставило
отчетов, которые
несомненно обогатили
бы архивы МДКШ;
Эти и другие, не
вошедшие в обзор, проекты
данной группы требуют от
преподавателей
сверхусилий и напряжения в
областях в лучшем случае
околонаучных, в худшем -
далеко не научных, что для
них, как правило, не
свойственно и утомительно.
Однако, польза таких
проектов очевидна. Они
превращают преподавателей
и детей в единомышленников
перед лицом мнимой или
реальной опасности, дают
детям некое осознание
своей исключительности и
значимости, вызванное
участием в том или ином
проекте (хорошо было бы,
чтобы каждый ребенок
получил это в процессе
смены), и, наконец, придают
исключительный колорит
МДКШ!
Однако,
в группе этих проектов
следует особо выделить
виды деятельности,
обладающие большой
разрушительной силой.
Это:
- агрессия и
международные войны в
корпусах с
применением подушек,
водяного оружия и т д.
(довольно традиционно
для МДКШ, хотя
международный
характер
приобретается только
в последние годы);
- котенок
Паскаль (МДКШ-87) [разрисовка
ушей котенка
компьютерными
терминами при помощи
шариковой ручки -
фломастеров тогда еще
не придумали];
- вакханалия с
зубной пастой
(традиционно для
последней ночи МДКШ,
причем бывают
охвачены даже такие
очаровательные дети,
как прелестная дочь
координатора-89 и
рассудительный
мальчик Леня Комаров),
досадно, что при этом
страдают как
участники, так и
инвентарь и
оборудование МДКШ -
начиная с глаз, волос,
одежды и подушек, а
кончая пианино-89;
- крушение
мебели и оборудования
(как правило,
наблюдается в
корпусах ближе к концу
смены).
Разрушительные
инстинкты детей остаются
извечной научной загадкой.
К сожалению,
преподавательский
коллектив МДКШ до сих пор
не нашел адекватное
выражение для таковых
детских эмоций и энергий.
Хотя попытки решения этой
проблемы были: это и
традиционный метод
отчисления из школы, и
метод "кнута/пряника"
- рэйтинг-89, и предложения
типа "в предпоследний
день устроить жесткий
подъем в 6 часов утра и
гонять милых детишек
кругами по стадиону, чтобы
к 11 вечера у них ноги не
двигались, а глаза
закрывались", или
"увести их всех из
лагеря в поход на два
последних дня (или хотя бы
на костер в последнюю
ночь), пусть там лучше
сосны ломают". С
надеждой смотрю в будущее -
что принесет нам МДКШ-90?!! [А
ничего нового!.. Кажется,
что неплохим выходом была
бы организация (особенно в
последнюю ночь) каких-либо
проектов типа первой
группы. Однако, нельзя
забывать, что у детей во
время смены складываются
не простые
взаимоотношения с самыми
разными участниками смены
- эти-то отношения в
основном и разрешаются в
последнюю ночь, так что,
если предложенный Вами
детям проект не включит в
себя участниками те или
иные группы, общение с
которыми в эту ночь Вашим
детям особенно желательно,
может случиться, что
реализовать свой проект
Вам придется в гордом
одиночестве...]
2. Sex for you
К этой группе
отнести проекты так или
иначе связанные с темой
секса. Сразу вспомним
анекдот о том, как перед
поездкой в США группа
детей, состоящая, в
основном, из
старшеклассниц,
настороженно внимала
инструкциям по поведению
за рубежом и рассказам об
"их" сексуальной
революции. Придя домой,
одна из маленьких девочек,
тоже входящих в группу,
сказала: "Мама, вот ты
все говоришь, капиталисты,
а у них уже какая-то
революция была!" Вообще,
тема секса в нашей стране
(а процессы в МДКШ отражают
явления, происходящие в
государстве; кроме того
следует учесть интерес к
теме в
подростково-молодежной
среде, сосредоточением
которой является МДКШ)
из-за многолетних запретов
сейчас находится в
пикантном состоянии - всех
привлекает, а с какой
стороны подойти, никто не
знает. [Однако же, как
правило взрослые
(воспитатели,
преподаватели) относятся к
тому, "как относятся
дети к теме секса" более
страстно и более
долговременно, чем сами
дети к ней относятся.
Прежде, чем живоописать
девочке, застигнутой Вами
поутру выбирающейся из
"мужской" комнаты, все
возможные неприятности
"секса без
предохранения",
подумайте о том, что,
возможно, секс девочку не
очень интересует, а всю
ночь напролет дети играли
в карты...].
К этой группе
проектов можно отнести
следующие:
- поначалу
строго запрещаемые в
присутствии детей (что
увеличивает их
значимость в детских
глазах), а под конец
смены все же
просачивающиеся бог
весть откуда в игровые
компьютерные залы
продукты типа
"Стрип-покер", а
на кафедры
многочисленные LARRY-1;
- полулегально
распространяемые
среди участников МДКШ
пособия и руководства
по сексу, в виде
текстов на дискетах и,
как следствие,
распечаток;
- появление в
МДКШ различных
"демонстрационных
программ";
демонстрируя высокое
разрешение, цветовые
гаммы, и прочие
достоинства различных
графических пакетов и
адаптеров, они, как
правило, предлагают
зрителям диапазон от
элегантной эротики до
жесткого порно;
- ночной прокат
видеофильмов "для
взрослых", во время
которых производятся
бесконечные
сортировки младшего
преподавательского
состава и дворников
лагеря то по принципу
"до 18/и старше", то
"с бородой/без
бороды", то
"студент/не
студент" и т.д., а
дети, строго
недопущенные в
видеозал мрачно
бродят вокруг,
подогревая в своем
воображении такие
сцены, какие и не
снились создателям
фильма;
- апофеозом
стал проект [кафедры]
SHC-89 "Sex for you",
получивший кокетливую
рекламу в газете [лагерной]
"КухмарьНьюска"
и целый месяц
порождавший массы
слухов и домыслов по
всей МДКШ, а затем так
и не нашедший своего
выражения на научной
конференции школы. [Более
бездарной литературы
(а ведь проект шел с
подачи кого-то из
взрослых - ну уж
обеспечь малолеток
чем-нибудь
приличным-то для
этого, хот, конечно, в
те годы достойных
книжек на сексуальную
тематику по России еще
не ходило...), на
которой основывалась
изготавливаемая в
рамках данного
проекта (обобщая итоги
МДКШ-89 я-таки
ознакомилась с
проектом), мне не
попадалось]
Уважаемый
преподаватель! Если ты
столкнулся с подобным
проектом, держи себя в
руках. Воздержись от
кокетливо-смущенного
хихиканья, от ханжеского
неприятия, и, тем более, от
возмущенного запрета и
угроз - все эти приемы не
педагогичны. Что является
педагогичным в такой
ситуации - кто его знает...
3.
Компьютер выражается
Лично мне
совершенно непонятно,
думаю, что современная
научная мысль тоже не
объясняет этого феномена,
почему такой восторг
вызывает у детей, да и у
части прочего [в том
числе довольно зрелого
преподавательского] состава
МДКШ каким-либо образом
исторгнутое компьютером
ругательство [на экране,
распечатка, звуковой
выход] - от жаргонизмов и
вульгаризмов до мата.
Отнесем к этой
группе проектов:
- базу данных об
администрации лагеря,
составленную на
микропрологе
(Пролого88);
- различные
примеры использования
программы "Say" ["говорилка"
старинная, может, кто
помнит] (МДКШ-89);
- многие из
"Сказок дядюшки
Зуба" (ZubWorid-89) [кажется,
не совсем помню уже,
различным образом
генерящиеся на
задаваемую тематику
тексты];
- некоторые из
распечатываемых
"это себе, на память,
я в школу возьму"
листовок и плакатов
(часто под системой
NEWS);
- примыкающий к
этому разделу, ставший
бестселлером МДКШ-89
роман о Штирлице.
Что это? Мнения
бывают разные. Дурной вкус?
Отсутствие в лагере
библиотеки хорошей
литературы? Дефицит
фантазии - проще придумать
пошлость, чем что-нибудь
действительно смешное? [Замешательство
от совмещения
"компьютер - умное
устройство" и
какая-нибудь матюгальная
фразочка (а такими
красивыми буквами он ее
пишет)?] Во всяком случае
будьте к этому готовы!
4. Каратэ
решает все
Это группа
проектов с элементами
агрессии, опасными для
окружающих. Возможно,
именно сюда следовало
отнести вторую подгруппу
"беспокойных
проектов". Хотя, я не
поддерживаю довольно,
впрочем, распространенную
точку зрения, что они как
раз и являются следствием
проектов этой группы,
таких как:
- царящие в
игровых компьютерных
залах продукты типа
"АРОИД";
- демонстрация
видеофильмов с
элементами каратэ и
кунг-фу;
- сюда же попала
и предложенная
ЭксЭкс-90
информационная
система "Школьное
оружие" [рогатки,
майские жуки на
ниточке, водяные
пистолеты из стержней
для авторучек, а также
до кучи и мини-ядерные
бомбочки -
классификация,
устройство,
применение] .
Можно спорить о
допустимости и
целесообразности подобных
проектов в МДКШ. Но уже
сейчас появляется
множество исследований
психологов, утверждающих,
что подобные проекты дают
выход агрессивным эмоциям
и энергии детей, в
противном случае
направленным на мебель,
друг друга, и т. д. (см.
подгруппу 1 раздел 2).
5. Компьютер
и политика
Проекты этой
группы как правило
приветствуются в МДКШ, т.к.
выражают интерес
участников к культуре, к
истории, стремление
разобраться в
политической ситуации.
Начало этой группы
проектов ведется от
ставшей уже классической
базы данных "Цари"
(МДКШ-87) [генеалогическое
дерево русской династии
царей - заметьте, что в 87
году речь, например, о
захоронении членов
царской семьи еще не шла,
т.о. проект этот для своего
времени достаточно
революционен]. Очевидно,
навеянная ею же идея базы
данных "Члены
политбюро" (МДКШ-89) так и
не удостоилась реализации
в программном продукте.
Неприятность,
могущая ожидать
руководителя проекта в
этой области, состоит в
следующем: Вы можете
заметить, что, не
наполняясь никаким
разумным содержанием,
проект имеет тенденцию по
форме примкнуть к разделу 3. Караул!!!
6. Ба,
знакомые все лица!
Проекты этой
группы можно назвать
проектами "быстрого
реагирования". Они
отражают эпизоды МДКШ-ной
жизни, настроения детей, а
также - отношение детей к
известным деятелям МДКШ.
Как правило, такие проекты
имеют вид карикатур или
дружеских шаржей,
обыгрывают фамилии, имена
или увлечения участников
МДКШ. Наиболее яркими
проявлениями в этой
области являются:
- неисчислимые
портреты первой фиуры
МДКШ В.П.Руденко
[относится к
основателям школы];
вряд ли существует
графический редактор,
доступный МДКШ,
который не был
кем-либо когда-либо
опробован на таком
портрете;
- серия
рисунков "Чертова
дюжина" (Пролого-88),
выражающая жизненный
путь коордииатора-88
С.В.Дужина через
призму русских
народных пословиц и
поговорок; [В конце
смены сборник был
вручен руководителем
проекта (мной)
главному герою.
Скандала не было,
однако до сих пор я
имею убеждение, что
данный проект
раздражает его и по
сей день...]
- интеллектуальные
изыскания SHC-89 в
области синтеза и
последующей селекции
фамилий видных
участников МДКШ с
прочими словами и
выражениями;
- апофеозом
грозит стать
"Портретная
галерея"
(предложение Евгения
Тонков на МДКШ-90) -
проект,
предполагающий отдать
на растерзание
детишкам снятые
сканером
фотографические
изображения
преподавательского
состава МДКШ (проект у
многих вызывает
восхищение, пока
существует в
приложении к другим
участникам, и
неподдельный ужас в
представлении себя
лично экспонатом
галереи...) [не
случился, может, это и
к лучшему].
Предупреждение
объектам проектов:
уклонение, а тем более
репрессии в отношении
реализаторов таковых
проектов равносильно
политической гибели
деятеля МДКШ.
Предупреждения
авторам проекта:
опасайтесь скатиться к разделу 3. Только здоровый юмор
в сочетании со смысловой
наполненностью, а главное,
художественный вкус и
чувство меры сделает Ваши
проекты жизне- и
конкурентноспособными в
МДКШ.
7.
Интеллектуальные диверсии
Особую группу
проектов составляют те,
что реализуются хакерами,
направлены на программную
среду МДКШ и представляют
для нее определенную
опасность.
Это:
- взлом
компьютерной сети
(Пролого88);
- создание
собственного
псевдовируса (Флоп-89);
- эмитация
форматирования
винчестера в машинном
зале (кажется, тоже
Флоп-89);
- прочее.
Отношение к этим
проектам двойственно. С
одной стороны вызывает
восхищение проделанная
исполнителями при
реализации
программистская работа. С
другой - опасение вызывает
возможность нанесения
ущерба программным
средствам МДКШ и легкого
шока детям, неожиданно
сталкивающимся с
продуктами деятельности
реализаторов подобных
проектов. В этом смысле
остается надеяться на
трогательную любовь
хакеров к компьютеру (а
также ко всему, что с ним
связано) и на здравый
смысл, который так присущ
деткам.
Вот и все, что на
данный момент приходит в
голову из скандальных
проектов МДКШ. Но время
идет, на подходе МДКШ-90, и
все мы, наверное, с
нетерпением ждем, чем она
станет для нас... [В
настоящее время Детский
компьютерный лагерь тоже действует,
хотя проводят его уже
совсем другие люди. Он стал
более организованным,
упорядоченным, менее
сумасшедшим и менее
необычным. Всему свое
время!..]
|