"ПОИСК" # 25 (891) 23 июня 2006 г. стр. 7

СКИФ ГРИДет

Суперкомпьютерная программа Союзного государства выходит на новый уровень

Длившийся два года этап предварительной подготовки Союзной суперкомпьютерной программы "СКИФ-ГРИД" наконец-то преодолен: Правительство РФ одобрило предложение Минобрнауки РФ о разработке проекта новой ИКТ-программы Союзного государства России и Белоруссии. Согласно распоряжению Михаила Фрадкова Минобрнауки РФ поручено внести предложение о создании проекта программы "Разработка и использование программно-аппаратных средств GRID-технологий и перспективных суперкомпьютерных вычислительных систем семейства "СКИФ" в Совет министров Союзного государства.

Государственными заказчиками - координаторами проекта выступят Национальная академия наук Белоруссии и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука). Головными исполнителями проекта станут Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Белоруссии (ОИПИ НАН Белоруссии) и Институт программных систем Российской академии наук (ИПС РАН).

Напомним, реализация программы "СКИФ" (ее полное название -- "Разработка и освоение в серийном производстве семейства моделей высокопроизводительных вычислительных систем с параллельной архитектурой (суперкомпьютеров) и создание прикладных программно-аппаратных комплексов на их основе") заняла пять лет: с 2000 по 2005 год. Ее госзаказчиками выступили от Республики Беларусь НАН РБ, от Российской Федерации -- Федеральное агентство по науке и инновациям. Головным исполнителем программы "СКИФ" соответственно стали ОИПИ НАН Белоруссии и ИПС РАН. Всего в реализации программы приняли участие около 20 учреждений и предприятий, примерно поровну от каждой страны. Объемы паритетного финансирования задуманного составили около 10 миллионов долларов (с небольшим перевесом - примерно 1,5 процента - в сторону Белоруссии).

Наша справка

За всю историю отечетсвенной вычислительной техники только три машины -- и среди них два "СКИФа" -- входили в знаменитый рейтинг суперкомпьютеров Top500 с пометкой "собственная разработка" ("self-made").
  • Суперкомпьютер "МВС-1000М" (июнь 2002 года, 64-е местио). По июнь 2004 года машина "МВС-1000М" без

технических изменений достойно держалась в Top500: четыре редакции рейтинга, при этом три выпуска -- в первой сотне

  • Суперкомпьютер "СКИФ К-500" (ноябрь 2003 года, 407-е место)
  • Суперкомпьютер "СКИФ К-1000" (ноябрь 2004 года, 98-е место, июнь 2005, 174-е место, ноябрь 2005, 331-е место)

Цели и задачи, заложенные в программе "СКИФ", были успешно выполнены. Представить, что столь большие и серьезные задумки получили техническое воплощение за столь короткие сроки, как пять лет, и за столь небольшие (по сравнению с мировыми аналогами) финансовые вложения -- сложно. Но, по словам директора ИПС РАН Сергея Абрамова, исполнителям "не стыдно ни за один потраченный рубль". Главное, что помогало реализовать задуманное в таких жестких условиях, -- весьма ревнивое отношение к делу серьезной команды профессионалов. Поскольку суперкомпьютерная отрасль, как известно, развивается очень быстро, решения в ней (и по организационным мероприятиям, и по адекватной финансовой поддержке, и по научной структуре проекта, и по вовлечению промышленных компаний в работу) требуется также принимать быстро. Год простоя, и половины научного задела уже нет,   два года простоя -- осталась четверть, три -- одна восьмая. В силу разных причин, в частности из-за нерасторопности бюрократических согласований, программе "СКИФ-ГРИД" было обеспечено, увы, несколько лет простоя. Одним из серьезных поводов для беспокойства стала и реальная угроза развала сформированной команды высококлассных разработчиков, утраты уникального корпоративного опыта.

На сегодня дело вроде бы сдвинулось: удалось пройти первый этап формирования Союзной суперкомпьютерной программы "СКИФ-ГРИД". Но вместе с тем, по словам директор ИПС РАН Сергея Абрамова, приходится констатировать, что развитие отечественной суперкомпьютерной отрасли все еще серьезно тормозится громоздкой процедурой согласований.

Период разработки самой программы, по прогнозам специалистов, может составить пять-шесть месяцев и должен начаться уже в этом году.

Все технические подробности по программе "СКИФ" -- производительность машин, архитектурные особенности, история создания и цены -- на сайте http://skif.pereslavl.ru/

Нина ШАТАЛОВА